Вместе солнышко связали
Вязаное солнце, картины из шерсти, цветы и бабочки из бисера – это работы открывшейся в Курске выставки детей с ограниченными возможностями. Ее организаторы – педагоги и ребята курской школы детей с ограниченными возможностями «Ступени». Вот уже 20 лет школа является базовой для детей с ОВЗ. Сегодня здесь обучается 267 детей с особенностями здоровья.
На выставке представлены все техники прикладного творчества. Осмотр начался с экспозиции, представленной педагогами и ребятами ОКОУ «Курская школа «Ступени». Доброта, радость, любовь к природе – основные темы детских работ. Перед нами «Экологическая мастерская» – творческий проект по трудовому обучению, коллективная работа учениц 8 «А» класса Анастасии Калугиной, Виктории Филатовой, Анастасии Парфеновой. Девочки трудились в «мастерской природы» под руководством педагога Татьяны Алиповой. Вот необыкновенные часы, которые украсят любой дом. В часах. которые идут минута в минуту, поражает инкрустация: на белом фоне (это обычный рис) – циферблат в форме цветка. Стебель, листья, сам цветок – из разных сортов семян. Рядом – панно из того же природного материала. Первый сюжет – очаровательная такса из разноцветной фасоли. Собачку окружают цветы и бабочки. Рядом – черные коты на фоне луны, черепаха с перламутровым панцирем.
– Каждая работа – учебный материал, который помогает ребятам и педагогам на уроках. Работа с мелким природным материалом – не только красиво и эстетично, но и, главное, развивает мелкую моторику рук, что очень важно в коррекционной работе, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Курской школы «Ступени» Татьяна Сорокина.
Лисички, зайки, белки – маски, закрывающие глаза, используют школьники с нарушениями зрения, когда учатся читать по Брайлю. Эти забавные пособия выполнили старшеклассники школы «Ступени» под руководством учителя Ольги Касьяновой. Много зрителей собралось возле объемной работы, выполненной учениками этой же школы, которую маленькие посетители выставки назвали «Железный Дровосек и Тотошка». Героев книги «Волшебник Изумрудного города» ученики сделали из соединительных частей … пластиковых труб. На уроках труда изучали очень важную, необходимую, но, казалось бы, совсем прозаическую тему – санитарно-технические устройства: крестовины, отводы, переходники. Вначале составляли чертеж, потом из отдельных элементов собрали трубы.
– Кто-то из ребят предложил: давайте сделаем собачку, – вспоминает преподаватель труда Владимир Лазарев. – И началось. Когда собрали собаку, стало ясно, что ей нужен хозяин. В руках у Дровосека – ружье, вместо шляпы – вытяжка, пальцы – трубы, разделяющиеся на три части, так называемые тройники.
В экспозиции Дмитриевской школы-интерната представлены природные стихии: воздух, вода, земля, огонь. Это легкие, струящиеся платья, вручную расшитые бисером и пайетками. Юные модельеры использовали кружева, шелк, капрон. В качестве аксессуаров – браслеты из бусин. Руководители проекта – учителя Галина Салова, Анна Ковшова, Елена Богатова, Валентина Лютикова.
– Среди авторов работ не только девочки, – рассказывает преподаватель профессионального трудового обучения Ольга Зинченко. – Художественные способности десятиклассника Александра Шипулина проявились очень рано. Еще в первом классе он удивлял нас своими талантами – быстро научился вязать, шить. Вскоре стало понятно, что у него прекрасный вкус. Одноклассником и друзьям Александр дарит свои изделия. Девчонки в восторге от его авторских кошельков из бисера, футляров для телефона. Александр – мастер художественного дизайна. Его вязаные салфетки – настоящие шедевры. Успех «Стихий» – во многом и его заслуга. Часто одного Сашиного замечания достаточно, чтобы модель стала просто великолепной. Он и рисует отлично. В нашей экспозиции его роспись на бересте – картина «Вода».
Экспозиция учеников из Дмитриева посвящена и народным ремеслам. Здесь возрожденное ковроткачество. Справедливо считается, что уют в доме создают ковры. Такие, как представлены на выставке. На коврах – герои сказок и мультфильмов. Учитель труда Сергей Митяев сам сделал ткацкий станок. И теперь уже на выставке посетители не отходят от очаровательных ковриков с мишками, собачками. Всеобщее умиление вызывает купающийся в тазу поросенок.
Огромную тряпичную куклу Машу и ее маленькую дочку делали всем классом. До чего ж нарядные и мама и дочка! В коляске все необходимое для малыша – и одеяло, и простынь, и подушечка. У «мамы» и «дочери» – большой запас нарядов. Об этом позаботились ребята.
Специальная тактильно-зрительная доска поможет научиться читать, считать, писать и понимать время по часам. Этими детскими работами преподаватели пользуются на занятиях.
«Доброе утро» – называется работа из бисера и ткани 13-летней Олеси Мордачевой из курской школы-интерната. На зеленую полянку петушок и курочка вывели своих веселых цыплят. Студия бисероплетения появилась в школе-интернате недавно, но преподаватель Анна Жуковская считает, что ее юные художники достигли больших успехов. Рядом – коллективная работа «Парусник». Это работа из соломки, требующая аккуратности, полета фантазии и художественного вкуса. Парусник раздул паруса, такое впечатление, что еще секунда, и он скроется из глаз.
Привлекает внимание работа ребят из школы-интерната № 5. Она называется «Сад камней». Здесь и цветы, и деревья, и озеро с водопадом. Это объемная работа выполнена в смешанной технике, в которой использованы камни, ткань, дерево, ракушки, проволока.
Перед нами работы еще одной курской школы. Каждый раз дети этого образовательного учреждения радуют своими шедеврами. В этот раз они используют новые техники. Все детали одежды и вооружения марионетки «Рыцарь» продуманы до мелочей. Такого героя не отказались бы принять и артисты кукольного театра. Щит, шлем и другие доспехи рыцарей выполнены чеканкой. Авторы работ – Валерия Петржик и Григорий Козуля.
Вот живопись шерстью – цветы в кувшине, гуляющий по саду кот, панда, девочка с букетом, замок (руководители Елена Валуева и Оксана Самофалова). А вот другие работы. Зеленые деревья, обезьяна завтракает бананом. Эти объемные картины из бумаги. Вот бумажный макет школы будущего. Его автор – 18-летний Федор Лабзин. Другая его работа – макет арт-объекта «Берегите воду!» – капля воды, рядом молния.
– В этом году дети впервые использовали технику торцевания, – рассказывает учитель Оксана Самофалова. – Это очень кропотливая работа. Порой на изготовление картины уходит больше года. Зато результат превосходит все ожидания.
В выставке приняли участие 15 образовательных организаций. Как сказала заместитель директора школы «Ступени» Татьяна Сорокина, каждый участник выставки – мастер, получивший свою долю признания.
Посетители унесли с выставки хорошее настроение и желание сделать что-нибудь подобное и самим. К примеру, вырезав пластиковую бутылку, обклеив ее старыми цепочками, бусами и другими уже ненужными вещами, можно получить прекрасную вазу, если покрасить ее в золотистый или серебристый цвет.
Елена ГАМОВА Фото автора
Источник - http://www.kpravda.ru/article/culture/041938/